Требования к грузу
- К перевозке воздушным транспортом могут быть приняты различные категории грузов, характер упаковки и свойства которых позволяют обеспечить их безопасную авиаперевозку при условии: длительного пребывания при низком барометрическом давлении - до 193 Гпа (до 145 мм рт. ст.), и при температуре +- 60 град. С; воздействия вибрационных перегрузок до 2,9 q; воздействия на ВС в продольном и поперечном направлениях эксплуатационных перегрузок до 1,0 q, в вертикальном направлении – вверх до 1,0 q и вниз до 3,0 q.
- При перечисленных условиях грузы не должны изменять своих химических, физических и иных свойств, которые могут привести их к порче или к повышению степени опасности при воздушной перевозке.
- При перевозке грузов рейсовыми пассажирскими ВС в порядке их дозагрузки в багажно-грузовые отсеки предельные масса и габариты грузов строго ограничиваются.
- К перевозке воздушным транспортом принимаются также некоторые категории грузов (скоропортящиеся, опасные, ценные, живые и влажные грузы, дипломатические материалы и др.), которые требуют особых условий транспортировки.
- При международных авиаперевозках грузоотправитель обязан урегулировать все формальности, связанные с вывозом грузов и их ввозом на территорию РФ. К ним относится получение необходимых лицензий, разрешений, сертификатов и других документов, требуемых законами РФ. Грузоотправитель обязан гарантировать выполнение всех постановлений Правительства РФ и требований государственных контрольных органов, связанных с такими перевозками. Сюда входит также соблюдение правил транспортирования грузов и их перегрузки на другие ВС в странах, через которые проходит маршрут движения.
- В зарубежной практике грузовых авиаперевозок ИАТА большинство стран ограничивают ввоз:
- оружия и боеприпасов, включая огнестрельное оружие, армейское вооружение, взрывчатые и боевые материалы;
- человеческих останков;
- живых животных;
- биологических материалов, вакцин и т.д.;
-растений и растительных материалов.
Большинство стран также запрещают ввоз:
- товаров, упакованных в растительные материалы (сено, солому, траву);
- непристойной или порнографической литературы, или аналогичных статей и газет;
- фальшивых денежных знаков, почтовых марок, ценных бумаг и оборудования для их производства;
- наркотического сырья.
Требования к упаковке грузов.
- Грузы, перевозимые воздушным транспортом, должны иметь исправную тару и упаковку, соответствующую действующим стандартам и техническим условиям. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, должны быть упакованы в исправную тару, обеспечивающую возможность их надежной швартовки и сохранность при авиаперевозке. Остальные грузы, техника и прочее по согласованию с Перевозчиком могут перевозиться без упаковки.
- Упаковка должна подходить для содержимого груза. Она должна надежно защищать от любых случайных повреждений и несанкционированного проникновения, которые могут иметь место в процессе обработки и транспортировки.
- Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками (лентами) или обклеены скотчем одинакового цвета.
- Использование растительных материалов (сено, солома и др.) может быть запрещено по ограничениям карантина, в связи с чем упаковку из данных материалов следует по возможности не применять.
- Специальные требования к упаковке предъявляются при перевозке отдельных категорий грузов (опасный, живой, ценный и др.).
- Если содержимое грузов или их упаковка повреждены или могут быть поврежденными, грузоотправителю необходимо переупаковать данные грузы. Если это невозможно, подробная информация о повреждении упаковки или недостатках груза должна быть вписана в грузовую авианакладную.
- Упаковка предъявляемых к перевозке воздушным транспортом грузов должна быть сухой и чистой, грузы не должны иметь заостренных углов, выступов и прочего, что могло бы загрязнить или повредить помещения ВС и их оборудование, а также вызвать повреждение других грузов, багажа и почты или нанести урон авиационному персоналу.
- Металлическая, стеклянная, керамическая, деревянная, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются ( заполняются) жидкие и иные грузы, подлежащие перевозке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избыточное давление, зависящее от высоты полета и температуры, и полностью гарантировать от утечки, разлива или россыпи содержимого.
- Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при транспортировке.
- Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками, а сама упаковка зашита одинаковыми нитками без узлов.
- Тара или упаковка мест грузов, сдаваемых к перевозке с объявленной ценностью, должна быть опломбирована. Пломбы должны быть стандартными, иметь ясные оттиски цифровых или буквенных изображений. Об опломбировании груза и наименовании грузоотправительских пломб указывается в грузовой авианакладной.
- Скоропортящиеся плодоовощные и другие грузы могут перевозиться воздушным транспортом в упаковке, принятой для перевозок на других видах транспорта с учетом изложенных выше требований по надежности тары и условиям эксплуатации ВС.
- Грузы, упаковка которых не отвечает перечисленным требованиям, к перевозке воздушным транспортом не допускаются.
- В целях обеспечения безопасности полетов ВС, а также исключения возможности повреждения или загрязнения помещений ВС или мест груза, почты и багажа, не рекомендуется принимать к перевозке воздушным транспортом без упаковки или в упаковке, непригодной к перевозке, следующие виды грузов:
- абразивные, шлифовальные и наждачные круги;
- бытовые и электрические машины и аппаратуру, холодильники, газовые плиты, телевизоры, радиоприемники, мотоциклы, велосипеды;
- изделия и предметы из черных и цветных металлов, электродвигатели, насосы, трубы (трубки), прутки, проволоку, металл в листах, металлическую ленту в полосах, запасные части машин и другие подобные грузы;
- изделия из синтетических смол, пластических масс и т.п.;
- сыпучие грузы, упакованные в бумажную тару (пресс-порошок, полиэтилен, химические и минеральные удобрения, красители, белила, графит, соду, цемент и т.п.);
- тяжеловесные и крупногабаритные грузы, не оборудованные соответствующими устройствами для надежной швартовки в грузовых помещениях ВС или вызывающие превышение статических нагрузок на площадь пола указанных помещений, при размещении их без соответствующих стеллажей либо поддонов, создающих равномерное распределение нагрузок в пределах допустимых норм, а также грузы, имеющие форму (конфигурацию), не обеспечивающую их надежное размещение и швартовку на борту ВС;
- другие грузы, свойства, конфигурация, упаковка и швартовка которых не гарантируют безопасность воздушной перевозки.
- Каждое место груза должно иметь транспортную маркировку, а грузы специального назначения – и специальную маркировку. Маркировка грузов должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77, а маркировка опасных грузов – в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-81.
- Транспортная маркировка грузов может содержать основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки и ярлыки и др. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. Например: «На верх не ставить», «Открывать здесь», «Правительственный» и др.
- Грузоотправитель является ответственным за четкую маркировку всех упаковок полным наименованием и адресом грузополучателя, а при необходимости и специальной информацией о происхождении груза до его предъявления к перевозке. С упаковок многоразового использования должны быть удалены или вычеркнуты старые этикетки и подробности грузоперевозки.
- Основные надписи на маркировке груза включает в себя:
- полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке, наименование грузополучателя;
- наименование пункта назначения с указанием при необходимости пункта перегрузки;
- количество мест груза в партии и порядковый номер места внутри партии (указывают дробью: в числителе – количество мест в партии, в знаменателе – порядковый номер места в партии).
Количество грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятся разнородные грузы в однотипной таре, а однородные грузы - в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение грузов в партии однородных грузов; или когда перевозят комплекты оборудования, или транспортируют грузы с перегрузкой в пути следования, или размещают на одном рейсе мелкие отправки из разных партий грузов.
- Дополнительные надписи на маркировке груза содержат:
- полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке, наименование грузоотправителя;
- наименование пункта отправления;
- характер груза;
- Информационные надписи на маркировке груза содержат:
- массу брутто и нетто грузового места в килограммах;
- габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина, высота или диаметр и высота);
- объем грузового места в кубических метрах.
Габаритные размеры грузового места не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 0,7 м.
- При маркировке грузов надпись аэропорта отправления должна содержать:
- номер грузовой авианакладной;
- наименование аэропорта назначения;
- наименование или код аэропорта отправления;
- наименование аэропортов трансфера;
- количество мест в данной партии груза;
- общая масса партии.
Для нанесения маркировки аэропорта отправления рекомендуется использование клеящихся грузовых бирок . Клеящиеся грузовые бирки предназначены для маркировки первоначальных отправок всех типов тары и упаковки (ящики, мешки, рулоны, бочки и т.д.).
- Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена непосредственно на тару или на металлические, пластмассовые, фанерные и другие ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки, а также защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписи при транспортировании и хранении. При транспортировке грузов воздушным транспортом запрещается применять бумажные, картонные ярлыки и ярлыки из древесноволокнистой плиты.
- 2.6.2.9. Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место, за исключением тех Перевозчиков, которые могут отказаться от этого требования при перевозке груза одним рейсом.
Общие положения.
Представленная в настоящем Руководстве классификация грузовых авиаперевозок , учитывает все возможные варианты перевозки груза, вместе с тем при международной воздушной перевозке груз может быть классифицирован по другим признакам с учетом местных условий, и груз может быть отнесен одновременно к двум и более категориям. В этой связи, в некоторых случаях, Перевозчик вправе сам определять к какой категории отнести груз при его перевозке.
Перевозка легковесного груза.
- Легковесным считается груз, объем которого превышает 0,006 м. куб. (6000 см. куб.) на 1 кг брутто. При определении объема каждое место груза принимается за прямоугольную призму. Для определения объема места груза перемножают его наибольшие линейные размеры: длину, высоту и ширину. Объем килограмма брутто определяют делением объема места на массу груза.
- Легковесный груз Перевозчик принимает к перевозке, как правило, по объемному весу.
- Место груза массой более 80 кг считается тяжеловесным, а груз, размеры одного места которого превышают габаритные размеры загрузочных люков и грузовых отсеков пассажирских ВС, - крупногабаритным.
- Перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов, превышающих указанную массу и габариты, может осуществляться грузовыми или специально оборудованными для этих целей ВС.
- Максимально допустимая масса для обработки каждой единицы тяжеловесного груза зависит от типа ВС, возможностей Перевозчика (наличия оборудования и рабочей силы) и расчетного времени стоянки ВС на земле.
- Возможность приема к перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов до пункта назначения прямыми рейсами определяет Перевозчик, а прием их к перевозке с перегрузкой в пути допускается только при наличии рейсов, предусмотренных расписанием движения грузовых ВС от пункта трансфера до аэропорта назначения и наличия соответствующих типов ВС.
- Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозятся как в упакованном виде, так и без упаковки, если это разрешено техническими условиями их транспортировки. Тара тяжеловесных грузов должна быть рассчитана на нагрузку, равную массе груза с учетом коэффициентов перегрузок.
- Тяжеловесные грузы без тары должны предъявляться к перевозке смонтированными на специальных деревянных поддонах либо должны быть снабжены прокладочным материалом в виде деревянных брусьев или досок с таким расчетом, чтобы нагрузка на пол ВС не превышала установленной нормы и обеспечивала возможность работы погрузочно-разгрузочного оборудования.
- Тяжеловесные и крупногабаритные грузы должны завозиться в аэропорт в согласованные с Перевозчиком сроки.
- Грузоотправитель обязан своевременно известить грузополучателя об отправлении в его адрес тяжеловесных грузов. Об этом же аэропорт отправления извещает аэропорт назначения.
- Грузополучатель тяжеловесных и крупногабаритных грузов по договоренности обеспечивает транспорт и рабочую силу к моменту прибытия ВС и вывозит грузы из аэропорта сразу же после их выгрузки. Перевозчиком может быть решен вопрос хранения тяжеловесных и крупногабаритных грузов в аэропорту назначения на платной основе.
Перевозка опасных грузов, оружия и боеприпасов.
- К опасным грузам относятся вещества, которые при перевозке, загрузке, выгрузке и хранении могут явиться причиной взрыва, пожара, повреждения или порчи ВС и их оборудования, зданий, сооружений, а также увечья, отравления, ожогов или облучения людей и животных. На опасные грузы в обязательном порядке оформляется «Декларация грузоотправителя на опасные грузы», которая является приложением к грузовой авианакладной.
- Перевозка опасных грузов воздушным транспортом осуществляется при строгом выполнении требований, изложенных в «Правилах ИАТА по перевозке опасных грузов», в которые входят:
- ограничения веса на упаковку;
- строгое выполнение требований к упаковке;
- нанесение соответствующей маркировки и знаков опасности на внешнюю сторону упаковок;
- наличие соответствующей документации;
- соблюдение специальных требований по раздельному хранению, сортировке и складированию опасных грузов;
- соблюдение запрета относительно перевозок определенной группы опасных грузов пассажирскими ВС;
- соблюдение запрета относительно перевозки определенной группы опасных грузов воздушным транспортом.
- Взрывчатые вещества класса 1, находящиеся в пределах группы 1.1, 1.2, 1.3 (с незначительным исключением), 1.4F,1.5 и 1.6 и имеющие знак опасности REX, запрещены для перевозки воздушным транспортом.
- Взрывчатые вещества класса 1 категории 1.3С (знак опасности RCX), 1.3G (знак опасности RGX), 1.4B (знак опасности RXB), 1.4С (знак опасности RXC), 1.4D (знак опасности RXD), 1.4E (знак опасности RXE) и 1.4G (знак опасности RXG) разрешаются к перевозке только на грузовых ВС.
- Упаковки с ядами и инфекционными веществами (класса 6 знаки опасности RPB,RHF,RIS) не должны находиться в одном грузовом отсеке или на одном средстве пакетирования грузов вместе с животными или пищевыми продуктами. Они загружаются отдельно от пищевых продуктов и не должны соприкасаться с ними ни при транспортировке, ни при хранении.
- Перевозка радиоактивных веществ (класс 7 знаки опасности RRW, RRY) осуществляется в транспортных упаковочных комплектах (системах). В зависимости от состояния и свойств транспортируемых радиоактивных веществ такой комплект (система) может включать:
- одну или более емкостей;
- устройство радиационной защиты;
- устройство для охлаждения;
- ограничители расстояния;
- сорбирующий материал;
- тепловую изоляцию;
- устройство снижения давления.
- Транспортные и промышленные упаковочные комплекты, в которых содержаться радиоактивные вещества, являются радиационными упаковками. Предельно-допустимое значение мощности дозы их излучения на расстоянии 1 метра от любой точки поверхности радиационной является транспортным индексом, суммарная величина которого не должна превышать 50 мбар/час.
- Прием и обработка опасных грузов для перевозки воздушным транспортом осуществляется авиационным персоналом, который прошел соответствующую подготовку и получил сертификат на данный вид работ.
- Опасный груз допускается к воздушной перевозке только с разрешения Перевозчика, а также аэропортов отправления, трансфера, транзита и назначения. Предъявление опасного груза к перевозке осуществляется грузоотправителем не позднее чем за 48 часов до его отправки.
- При сдаче к перевозке опасного груза грузоотправитель обязан выполнить все требования Перевозчика, относящиеся к соблюдению правил перевозки опасного груза, его упаковки, маркировки, документального оформления, а также обеспечения безопасности перевозки. Грузоотправитель обязан предоставить Перевозчику необходимые для безопасной перевозки опасного груза крепежные и пожарные средства, нейтрализующие материалы и т.д.
- Тара (упаковка) опасного груза должна соответствовать требованиям, установленным действующими стандартами и порядком перевозки опасного груза в области гражданской авиации. Совместная упаковка в одну тару опасного груза с каким-либо другим грузом запрещается.
- Места (ящики, барабаны, баллоны и др.) с ядовитыми веществами, сжатыми и сжиженными газами грузоотправитель обязан пломбировать. Сверху и на одной из сторон упаковки каждого места грузоотправитель обязан наклеить ярлык специальной маркировки. В грузовой авианакладной грузоотправитель обязан указать категорию опасного груза, а в необходимых случаях, предоставить разрешение на перевозку и сертификат безопасности.
- При предъявлении к перевозке груза, не указанного в перечне опасных грузов, но наименование которого вызывает сомнение в возможности приема его к перевозке на общих условиях, грузоотправитель обязан предоставить Перевозчику описание характера груза и его свойств с подтверждением того, что груз к числу опасных не относится.
- Прием к перевозке личного оружия и боеприпасов к нему, оформление соответствующих документов, доставку на борт ВС в аэропорту отправления и выдачу в аэропорту назначения осуществляют уполномоченные сотрудники САБ аэропорта.
- Контроль за соблюдением порядка перевозки оружия и боеприпасов к нему на ВС, а также его осмотр осуществляют сотрудники служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на транспорте в соответствии с законодательством РФ, а при их отсутствии – назначенный член экипажа ВС.
- К живому грузу относится любая живность (крупные и мелкие животные, пушные звери, птицы, рыбы, раки, рыбопосадочный материал, пчелы, змеи, лабораторные животные и др.).
- Живой груз принимается к перевозке только при обязательном представлении грузоотправителем ветеринарных разрешений (сертификатов), а в необходимых случаях и разрешений органов карантинной службы. Прием к перевозке крупных животных (зверей) может производиться только с разрешения должностного лица Перевозчика.
- Грузоотправитель представляет для перевозки живого груза специальные транспортные средства (клетки, паллеты, контейнеры и др.) и вспомогательное оборудование к ним, необходимые корма, питьевую воду, инвентарь для кормления и поения в пути следования, подстилочные и крепежные материалы, ветеринарную аптечку и спецодежду для сопровождающих. Грузоотправитель обязан также предусмотреть запас кормов на случай непредвиденной задержки ВС в пути следования.
- Предельные нормы загрузки живых грузов, питьевой воды и кормов для них, типы транспортных средств и условия их перевозки определяются ветеринарно-санитарными правилами.
- Лабораторные животные, переносчики инфекционных заболеваний, опасные для людей, должны перевозиться с проведением особых предосторожностей со стороны Перевозчика и грузоотправителя. Лабораторные животные не опасные для людей (белые крысы, мыши, морские свинки) перевозятся в специальных транспортных клетках одноразового применения.
- Пушные звери, разводимые в условиях клеточного содержания на фермах или у других организаций, перевозятся на ВС специальными рейсами в транспортных клетках.
- Мелких животных и птиц разрешается перевозить без сопровождающих при строгом соблюдении следующих условий:
- перевозка живого груза производится только прямыми рейсами;
- грузоотправители доставляют живой груз в аэропорт отправления в сроки, оговоренные с Перевозчиком;
- грузоотправитель обеспечивает надзор за живым грузом в период нахождения его в аэропорту отправления и при загрузке на ВС.
При отправке больших партий мелких животных и птиц, а также в случае не устойчивой метеорологической обстановки эти грузы принимаются к перевозке только с сопровождающими.
При перевозке птиц на дальние расстояния свет в грузовых помещениях ВС остается включенным , чтобы птицы могли питаться в пути.
Перевозка предназначенных для разведения или акклиматизации раков, живой рыбы, рыбопосадочного материала и оплодотворенной икры производится только с сопровождающим.
Пакеты с пчелами принимаются к перевозке без сопровождающих в прочных фанерных ящиках, вентиляция которых осуществляется через специальную металлическую сетку или через узкие щели. Пчелы доставляются в аэропорт отправления в согласованный срок так, чтобы общее время нахождения их в аэропорту не превышало 12 часов. 3.5.19. Загрузка живого груза, кормов и инвентаря на ВС производит средствами Перевозчика и грузоотправителя в присутствии сопровождающего и заканчивается за 1 час до назначенного срока вылета.
- К скоропортящемуся относится груз, который в обычных условиях без поддержания оптимальных температур и влажности, легко подвергается порче и поэтому требует соблюдения особых условий хранения и транспортировки.
- Скоропортящиеся грузы могут быть разделены на следующие группы:
- продукты растительного происхождения (фрукты, ягоды, овощи и т.п.);
- продукты животного происхождения (мясо животных и птиц, рыба, яйца, икра и т.п.);
- продукты переработки (масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, мясные и колбасные изделия, сыры и прочее);
- живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена;
- живой рыбопосадочный материал (мальки, сеголетки и т.п.);
- кровь консервированная, живые человеческие органы, вакцины, биологические препараты и т.п.
- Скоропортящиеся грузы отправляются приоритетно, учитывая коммерческую целесообразность этой отправки.
- К перевозке воздушным транспортом допускаются только доброкачественные скоропортящиеся грузы, которые при транспортировке в сроки, предусмотренные расписанием движения ВС или обусловленные договором, не потеряют своих качеств.
- Скоропортящиеся грузы принимаются к перевозке по предъявлении грузоотправителем качественных удостоверений или сертификатов установленной формы. Скоропортящиеся грузы животного происхождения принимаются к перевозке при наличии ветеринарных свидетельств (удостоверений) или сертификатов.
- Из местностей, объявленных под карантином, грузы могут быть приняты к перевозке по предъявлении грузоотправителем карантинных документов.
- Качественные удостоверения (сертификаты) должны быть выписаны в день сдачи скоропортящегося груза к перевозке и предъявлены грузоотправителем отдельно на каждую грузовую отправку. В качественных удостоверениях и сертификатах обязательно указываются максимальные сроки транспортировки таких грузов и технические требования по их обслуживанию.
- Перевозчик обязан отказать в приеме к перевозке скоропортящегося груза, если он не может обеспечить его надлежащее хранение и доставку в сроки, указанные грузоотправителем.
- Если по каким либо причинам, не зависящим от Перевозчика, скоропортящиеся грузы не могут быть отправлены своевременно, Перевозчик обязан немедленно известить об этом грузоотправителя и возвратить ему груз и плату за перевозку.
- Скоропортящиеся грузы могут быть приняты к перевозке по усмотрению Перевозчика как с сопровождающим, так и без него. Скоропортящиеся грузы, отправляемые без сопровождающих, должны быть упакованы так, чтобы был исключен доступ к содержимому.
- Скоропортящиеся грузы должны быть упакованы в стандартную тару и отвечать требованиям технических условий. При сдаче к перевозке скоропортящихся грузов в нестандартной упаковке с разрешения Перевозчика грузоотправитель обязан сделать запись в грузовой авианакладной о том, что ответственность за порчу и недостачу грузов он принимает на себя.
- Грузоотправитель должен проинформировать Перевозчика о чувствительности скоропортящегося груза к температурным изменениям во время полета и о необходимости его размещения в надлежащем месте на борту ВС.
- Мясо и рыба должны быть упакованы в водонепроницаемый материал (водонепроницаемые контейнеры). При использовании сухого льда, он должен быть в своем водонепроницаемом контейнере.
- Овощи и фрукты должны быть надлежащим образом упакованы. Упаковки должны подходить для данного вида овощей или фруктов и иметь вентиляционные отверстия.
- Биологические препараты (вакцины, сыворотки) принимаются к перевозке в стеклянных флаконах емкостью 10, 20, 50, 100, 200 и 500 мл, а некоторые препараты - в ампулах емкостью 1,5 и 10 мл.
- При укладке в тару флаконы обвертываются бумагой или лигнином (в холодное время дополнительно ватой), а ампулы помещаются в специальные картонные коробки. Подготовленные биопрепараты упаковываются в деревянные ящики.
- На каждый ящик груза с биопрепаратами грузоотправитель должен нанести предупредительные надписи и манипуляционные знаки. На биопрепаратах, которые в случае повреждения внутренней упаковки (ампул) являются опасными для жизни людей, делаются специальные предупредительные надписи.